Реабилитация детей с ДЦП: памятка для родителей

В успешной реабилитации детей с ДЦП чрезвычайно важна роль родителей.

Успех реабилитации детей с ДЦП в равной мере основывается и на эффективности лечебных методик, и на неустанности родительского труда. Зачастую именно непрерывная и грамотная родительская опека дает возможность больному ребенку получить необходимые навыки, влиться в социум, наполнить жизнь достойным содержанием.

Глубокое понимание сути реабилитационных мероприятий, четкое исполнение врачебных рекомендаций и развивающих методик, пунктуальность в соблюдении расписания занятий и процедур могут снизить потребность ребенка, страдающего церебральным параличом, в частом пребывании в лечебном учреждении.

Умение правильно построить реабилитационный процесс порождает у детей с ДЦП интерес к занятиям. Увлеченность ребенка – верный инструмент повышения результативности реабилитации! Заинтересованность помогает детям с ДЦП познавать мир, осваивать речь, нарабатывать двигательные навыки, усваивать необходимые знания, понимать собеседника, интеллектуально расти.

Поэтому первое, что должны сделать родители, это выяснить и удовлетворить потребности ребенка с ДЦП в познании.

Мир познается руками

Инстинктивное желание потрогать любой предмет присуще всем детям, в том числе и больным ДЦП. Тактильные контакты воспринимаются позитивно, развивая и эмоциональную, и интеллектуальную составляющую детского разума.

Ребенку с церебральным параличом полезны разнообразные упражнения для рук. Учите малыша совершать любые скоординированные движения руками: волнообразные и круговые, вытягивания вперед и в стороны, скрещивание в горизонтальной и вертикальной плоскости, хлопки в ладоши.


 


Удобные, ухватистые игрушки простой формы оптимальны для проведения занятий. Дайте ребенку подержать в руках деревянный шар, резиновый мяч, плотно скатанный клубок шерстяной пряжи. Научите малыша удерживать предмет на ладони, сложенной лодочкой; покажите, как нужно поддерживать одной рукой другую и как подхватывать предмет согласованным движением обеих рук.

В ежедневных занятиях обязательно практикуйте поглаживания и потирания рук, имитирующие мытье: мягкое раздражение тактильных рецепторов дистальных отделов верхних конечностей стимулирует работу мозга, формирует позитивный настрой; помогает ребенку, страдающему ДЦП, сосредоточиться на умственной деятельности.

Музыка – отличный помощник в реабилитации ДЦП

Музыка среднего темпа с выраженным мелодическим рисунком помогает детям с ДЦП выполнять движения в заданном ритме. Выбирайте понятные и узнаваемые произведения простого звучания; пойте, притопывайте и хлопайте в ладоши, показывая детям пример и призывая их к повторению ваших движений.

Упражнения под музыку помогают малышам координировать движения, дают осознание способности эмоционального восприятия мелодии, дарят радость. Избегайте музыкальных записей с резкими перепадами громкости звучания. Чередуйте мелодии мажорной и минорной тональности, быстрого и медленного темпа.

Содержание занятий определяется потребностями ребенка с ДЦП

При любом взаимодействии с ребенком, страдающим церебральным параличом, родители должны понимать: из-за нарушенного здоровья и умственной отсталости дети с ДЦП с опаской воспринимают окружающую среду, испытывают страх перед малознакомыми людьми, быстро устают и от физических и эмоциональных нагрузок.

Уделяя больному ребенку возможный максимум времени, вы достигнете полного понимания страхов, желаний и потребностей малыша. Мысленно поставьте себя на место вашего ребенка – и заботьтесь о нем так, как будто он – это вы.

Увеличьте количество физических контактов с малышом, почаще обнимайте его, берите на руки, разговаривайте с ним. Повторяя простые слова повседневных выражений, вы побудите ребенка говорить. Научившись понимать его лепет, вы избавите его от большинства страхов, научите доверять, воспитаете в нем ощущение безопасности.

Переходить к групповым занятиям можно только после того, как малыш перестанет воспринимать окружающих как угрозу.

Групповое обучение детей с ДЦП

Групповое обучение детей с ДЦП представляет собой цикл занятий группы, характеризуемой примерно равными способностями участников. Занятия предусматривают активную реакцию каждого ребенка на слова и действия ведущего. В силу необходимости поддержания постоянного контакта воспитателя и с каждым из детей, группы совместного обучения детей с ДЦП, как правило, малочисленны.

Учебные занятия в группе позволяют детям с церебральным параличом уменьшить свою зависимость от окружающих. Совместное обучение нескольких детей с ДЦП помогает формированию у них адекватного самосознания, облегчает познание законов социума, ускоряет учебный процесс.

В группе сверстников ребенок с ДЦП обретает навыки общения, избавляется от гнетущего ощущения собственной неполноценности, обучается понимать мотивы совершения поступков. Важно, однако, комплектовать группы детьми сходного интеллектуального уровня. Это и облегчает общение, и позволяет малышам учиться друг у друга.

Нередко в учебных группах вырабатывается настоящий командный дух. Сообща дети с ДЦП добиваются впечатляющих побед над болезнью!

Индивидуальное обучение детей с ДЦП

Индивидуальные учебные программы для детей с ДЦП разрабатываются специалистами лечебных учреждений. Несмотря на объемность, программы индивидуального обучения с успехом реализуются родителями малыша.

Целевая программа обучения может включать в себя элементы программ групповых занятий. Но основной упор делается на преодоление проблем, свойственных конкретному ребенку. Так, индивидуальное обучение малыша со сниженной функциональностью рук может включать в себя игры с предметами, неприменимыми в групповой терапии, и требующими непосредственного участия взрослого.

Перебирая вместе с ребенком нанизанные на прочную нить бусины, возводя сооружения из строительного конструктора, помогая найти решения предметных головоломок, играя с веревочными узорами, родители не только формируют у детей с ДЦП моторные навыки, но и помогают малышам обретать уверенность в себе.

Для больного ДЦП ребенка индивидуальные занятия – важнейший и незаменимый этап социализации; путь к преодолению умственной отсталости; отличная подготовка к групповым занятиям. Кроме того, созидательный контакт с родителями неизменно повышает настроение малыша, создает позитивную атмосферу, дает понимание: учеба – это радость!

Когда начинать реабилитацию ДЦП?

Большинство программ реабилитации ориентированы на детей с ДЦП, достигших трехлетнего возраста. Однако индивидуальные занятия можно – а во многих случаях и нужно – начинать раньше. Подробные консультации у квалифицированных специалистов помогут сформировать эффективную и необременительную для больного ребенка программу.

Особенно высока ценность раннего начала реабилитации ДЦП в случаях, осложненных преждевременным рождением ребенка, перенесенной неонатальной асфиксией, диагностированной билирубиновой энцефалопатией. Реабилитационные программы в подобных случаях включают в себя воздействие на ребенка световыми и звуковыми импульсами, и проводятся с использованием игрушек, помогающих развивать моторную и когнитивную функции организма.

Главные принципы реабилитационных занятий при ДЦП

Принцип первый. Создавайте ребенку, больному ДЦП, условия для активной деятельности. Сводите к минимуму время пассивного наблюдения и вспомогательной занятости ребенка во время занятий. Активность ребенка – залог возникновения самостоятельности, необходимой для поступательного и прогрессивного развития личности.

Принцип второй. Побуждайте ребенка к подражанию в выполнении учебных действий с одновременным поощрением его стремления сделать упражнение как можно лучше, быстрее, четче. Приучая детей к важности достижения победы, вы даёте им возможность выдерживать конкурентную борьбу. Постоянное соревнование с другими участниками, умение принимать помощь от сильных и оказывать поддержку слабым – основа взаимоотношений между людьми, ключ к нахождению своего места в обществе.

Помните: лишь постоянное, планомерное и полное использование возможностей обучения дает детям с ДЦП шанс развить свой потенциал, получить достаточное количество навыков, обрести независимость.

Метод профессора Петё – эффективный инструмент реабилитации при ДЦП

Венгерский профессор медицины Андраш Петё разработал свой метод реабилитации детей с ДЦП более шестидесяти лет назад. Иначе называемый кондуктивной педагогикой, метод Петё заключается в проведении группового обучения больных ДЦП в увлекательных совместных играх под руководством специально обученного педагога.

Метод Петё предусматривает использование особо сконструированных приспособлений – мебели, игрового инвентаря. Эффективность метода Петё в реабилитации ДЦП подтверждена десятилетиями апробации в клиниках Америки, Западной Европы, Японии и Китая.

К сожалению, в домашних условиях метод кондуктивной педагогики реализовать непросто. Однако клиники Юньчена с успехом проводят занятия по методу Петё со своими маленькими пациентами. Кондуктивная педагогика максимизирует потенциал мобилизации автономной моторики детей. Стимулируя интерес к занятиям, петотерапия делает участие детей в развлекательных и ритмических упражнениях желанным и радостным.