
Мелкая моторика, трудотерапия (ОТ occupational therapy)
Трудотерапия – мощный инструмент реабилитации больных ДЦП
Трудотерапия, иначе называемая эрготерапией (от латинского «эргон» - работа), является неотъемлемой частью реабилитации больных детским церебральным параличом. Целью трудотерапевтических занятий является развитие моторики, в особенности мелких моторных функций верхних конечностей; адаптация к условиям существования социума; формирование навыков одевания и обувания, пользования приборами и инструментами, простейшего самообслуживания.
Эрготерапия при ДЦП предотвращает усугубление функциональных расстройств и помогает восстанавливать жизненные функции организма. Во время занятий происходит адаптация психики и нервной системы больного к окружающей его среде. Возникает и закрепляется осознание ребенком себя как части социума. Стимулируется стремление индивида интегрироваться в общество.
Систематические занятия трудовой терапией повышают степень независимости больного в обыденной жизни. При должной настойчивости в лечении трудом возможно формирование у больного ДЦП полного комплекса навыков самообслуживания и гигиенического ухода за собой.
Важнейшим итогом трудотерапии является обучение пациента организации собственного досуга. У детей, посещающих интересные и разнообразные занятия эрготерапией, создается эстетическое восприятие среды, возникает и раскрывается удовольствие от творческой деятельности. В дальнейшем навыки, обретенные во время трудотерапии, могут стать основой для профессиональной ориентации человека.
Эрготерапия – мощнейший фактор повышения качества жизни больного ДЦП, инструмент укрепления здоровья, оружие в борьбе с функциональными расстройствами, эффективный метод реабилитации больных неврологическими заболеваниями.
Трудотерапевтическая оценка
Трудотерапевтическая оценка – врачебное исследование состояния больного ДЦП, целью которого является определение уровня работоспособности пациента и возможной степени восстановления жизненных функций. Трудотерапевтическая оценка предваряет составление лечебного плана, а по завершении курса занятий позволяет оценить достигнутые результаты, выявить достоинства и недостатки выполненного плана.
Оценивание состояния больного ДЦП включает в себя:- первоначальное определение характера расстройства двигательной функции;
- выявление степени функциональной недостаточности;
- постановка задач касательно эффективности реабилитационных процедур;
- выбор методик и планирование лечения;
- регулярный контроль состояния больного и коррекция плана лечения в целях достижения наивысшего эффекта;
- исследование уровня физической активности и степени улучшения двигательных функций больного по завершению трудотерапевтического курса;
- оценивание общего состояния больного ДЦП, составление рекомендаций на будущее и формирование плана действий по дальнейшей реабилитации ребенка.
Высокая достоверность трудотерапевтической оценки достигается как минимум троекратным оцениванием состояния пациента – на вводном этапе лечения, в середине курса и после его окончания.
Обучение родителей ребенка с ДЦП трудотерапевтическим приемам
Важным фактором успешности трудотерапевтического лечения больных ДЦП является непрерывность занятий и последовательность усилий в развитии моторных функций организма.
Поскольку пребывание ребенка в лечебном учреждении ограничено по времени, специалисты-реабилитологи компании Bamboo.care считают своим долгом обучать родителей больного методикам и приемам трудотерапии. Обучение родителей (или сопровождающих) больного ведется во время эрготерапевтических занятий с ребенком.
Начинать трудотерапию под родительским руководством рекомендуется как можно раньше. В дошкольном и раннем школьном возрасте ребенка занятия проводятся в игровой форме. Несложные увлекательные игры помогают детям овладевать навыками самостоятельного одевания, пользования столовыми приборами, минимального самообслуживания.
Детям постарше предлагается овладение ремесленными навыками, приемами рукоделия и прикладного искусства. При достаточном развитии мелкой моторики верхних конечностей следует уделять внимание обучению пользованию бытовыми устройствами и приспособлениями.
Непрерывность и постоянство домашней эрготерапии – залог успешной реабилитации детей с церебральным параличом.
Содержание занятий трудотерапией
В начальной фазе трудотерапии отдается предпочтение играм, дающим детям возможность тактильного различения формы предметов, температуры материалов, шероховатости, мягкости и прочих физических свойств игрушек.
В дальнейшем занятия усложняются, а их основной целью становится развитие координации движений, крупной и мелкой моторики. Помимо прочего, больным предлагается застегивание пуговиц и шнурование – вначале на специальных стендах, после на одежде и обуви.
Особое внимание на домашних занятиях трудотерапией уделяется приобретению гигиенических навыков.
При составлении плана занятий учитывается заинтересованность ребенка и степень его увлеченности предлагаемыми упражнениями.