Клиника
Детский реабилитационный центр Нейролайф при медицинском учреждении CP HOMES
г. Хуэйчжоу, провинция Гуандун, Китай
Акупунктура (иголерапия)

Мелкая моторика, трудотерапия (ОТ occupational therapy)

Целью трудотерапевтических занятий является развитие моторики, в особенности мелких моторных функций верхних конечностей.

Трудотерапия – мощный инструмент реабилитации больных ДЦП

Трудотерапия, иначе называемая эрготерапией (от латинского «эргон» - работа), является неотъемлемой частью реабилитации больных детским церебральным параличом. Целью трудотерапевтических занятий является развитие моторики, в особенности мелких моторных функций верхних конечностей; адаптация к условиям существования социума; формирование навыков одевания и обувания, пользования приборами и инструментами, простейшего самообслуживания.

Эрготерапия при ДЦП предотвращает усугубление функциональных расстройств и помогает восстанавливать жизненные функции организма. Во время занятий происходит адаптация психики и нервной системы больного к окружающей его среде. Возникает и закрепляется осознание ребенком себя как части социума. Стимулируется стремление индивида интегрироваться в общество.

Систематические занятия трудовой терапией повышают степень независимости больного в обыденной жизни. При должной настойчивости в лечении трудом возможно формирование у больного ДЦП полного комплекса навыков самообслуживания и гигиенического ухода за собой.

Важнейшим итогом трудотерапии является обучение пациента организации собственного досуга. У детей, посещающих интересные и разнообразные занятия эрготерапией, создается эстетическое восприятие среды, возникает и раскрывается удовольствие от творческой деятельности. В дальнейшем навыки, обретенные во время трудотерапии, могут стать основой для профессиональной ориентации человека.

Эрготерапия – мощнейший фактор повышения качества жизни больного ДЦП, инструмент укрепления здоровья, оружие в борьбе с функциональными расстройствами, эффективный метод реабилитации больных неврологическими заболеваниями.

Трудотерапевтическая оценка

Трудотерапевтическая оценка – врачебное исследование состояния больного ДЦП, целью которого является определение уровня работоспособности пациента и возможной степени восстановления жизненных функций. Трудотерапевтическая оценка предваряет составление лечебного плана, а по завершении курса занятий позволяет оценить достигнутые результаты, выявить достоинства и недостатки выполненного плана.

Оценивание состояния больного ДЦП включает в себя:
  • первоначальное определение характера расстройства двигательной функции;
  • выявление степени функциональной недостаточности;
  • постановка задач касательно эффективности реабилитационных процедур;
  • выбор методик и планирование лечения;
  • регулярный контроль состояния больного и коррекция плана лечения в целях достижения наивысшего эффекта;
  • исследование уровня физической активности и степени улучшения двигательных функций больного по завершению трудотерапевтического курса;
  • оценивание общего состояния больного ДЦП, составление рекомендаций на будущее и формирование плана действий по дальнейшей реабилитации ребенка.

Высокая достоверность трудотерапевтической оценки достигается как минимум троекратным оцениванием состояния пациента – на вводном этапе лечения, в середине курса и после его окончания.

Обучение родителей ребенка с ДЦП трудотерапевтическим приемам

Важным фактором успешности трудотерапевтического лечения больных ДЦП является непрерывность занятий и последовательность усилий в развитии моторных функций организма.

Поскольку пребывание ребенка в лечебном учреждении ограничено по времени, специалисты-реабилитологи компании Bamboo.care считают своим долгом обучать родителей больного методикам и приемам трудотерапии. Обучение родителей (или сопровождающих) больного ведется во время эрготерапевтических занятий с ребенком.

Начинать трудотерапию под родительским руководством рекомендуется как можно раньше. В дошкольном и раннем школьном возрасте ребенка занятия проводятся в игровой форме. Несложные увлекательные игры помогают детям овладевать навыками самостоятельного одевания, пользования столовыми приборами, минимального самообслуживания.

Детям постарше предлагается овладение ремесленными навыками, приемами рукоделия и прикладного искусства. При достаточном развитии мелкой моторики верхних конечностей следует уделять внимание обучению пользованию бытовыми устройствами и приспособлениями.

Непрерывность и постоянство домашней эрготерапии – залог успешной реабилитации детей с церебральным параличом.

Содержание занятий трудотерапией

В начальной фазе трудотерапии отдается предпочтение играм, дающим детям возможность тактильного различения формы предметов, температуры материалов, шероховатости, мягкости и прочих физических свойств игрушек.

В дальнейшем занятия усложняются, а их основной целью становится развитие координации движений, крупной и мелкой моторики. Помимо прочего, больным предлагается застегивание пуговиц и шнурование – вначале на специальных стендах, после на одежде и обуви.

Особое внимание на домашних занятиях трудотерапией уделяется приобретению гигиенических навыков.

При составлении плана занятий учитывается заинтересованность ребенка и степень его увлеченности предлагаемыми упражнениями.