
Логопедический массаж (ST speech therapy)
Пять причин возникновения проблем в общении у детей:
- Проблемы со слухом
- Умственные расстройства
- Церебральный паралич
- Различные типы инвалидности
- Особенные проблемы с речью
- Затянувшееся отсутствие речи (alalia prolongata)
- Дизартрия
Логопедическое лечение заключается в тренировке производства речи и восприятия речи, иначе говоря, тренировке направленной на понимание сказанного и тренировке выражения собственных мыслей. Затянувшееся отсутствие речи (alalia prolongata) лечится посредством обучения и многократного раздражения речевыми стимулами, в том числе использование преимущественно речевого общения в процессе обучения.
Дизартрия, также именуемая двигательное расстройство производства звуков, связана с дисфункцией органов дыхания, гортани, полости рта, нижней челюсти, языка или губ, а потому лечение должно быть направлено на коррекцию соответствующего отклонения.
Методы лечения дизартрии включают:
- Релаксационная терапия. Цель: снижение напряжения мышц, участвующих в процессе производства звуков речи, устранения перенапряжения всего тела в том числе расслабление непроизвольных мышц (способствует дыханию и речи)
- Дыхательные тренировки. Правильное произношение и построение звуков основывается на дыхании, звук может образоваться только тогда, когда образуется определённое давление воздушного потока
- Тренировка органов речи (также именуемая базовый тренинг органов речи). Произношение и построение звуков зависит от скоординированного действия мышц губ, нижней челюсти мягкого нёба и языка. С помощью этих частей речевого аппарата происходит изменение формы звукового канала, происходит резонация и образование звука, а потому для лечения расстройств речи возможно применять гимнастику для рта, губ и языка, а также массаж рта.
- Тренировки движения губ и нижней челюсти. У детей с церебральным параличом наблюдается нарушение двигательных функций нижней челюсти, при котором рот не может нормально открываться и закрываться и звуки не производятся. Посредством стимуляции мышц, расположенных в области нижней челюсти и губ, добившись их сокращения, возможно добиться естественного закрывания рта. Детям с неограниченными умственными способностями даются речевые команды сделать следующие движения: открыть рот, закрыть рот, надуть губы, оскалить зубы, растянуть рот в улыбке, сложить губы трубочкой, надуть щеки, втянуть щеки, слегка улыбнуться. Эти движения должны повторяться многократно до того, как ребенок будет с легкостью и уверенностью их производить.
Метод оценки логопедического лечения
Для оценки дизартрии в процессе логопедического лечения в нашем центре применяется шкала Френчай (Frenchay). Основными параметрами оценки являются оценка дыхания, оценка резонации, оценка речевого аппарата (включая оценку субъективных ощущений и объективную оценку). Степень отклонений оценивается по шкале а, б, в, г, д (а — норма, д — тяжелые отклонения). 1. Рефлексы. Включает: кашель, глотание, пускание слюней. 2. Дыхание. Включает: дыхание в состоянии покоя и во время речи. 3. Губы. Включает: положение губ в состоянии покоя, с отведенными уголками губ (наблюдается, как уголки губ поднимаются и возвращаются в исходное положение), с сомкнутыми губами и надутыми щеками (наблюдается, выходит ли воздух через губы) , с попеременным произнесением звуков (считается количество попеременно произнесённых за 10 секунд У и И), движение губ во время речи. 4. Челюсти. Включает: положение челюстей в состоянии покоя и во время речи. 5. Мягкое небо. Включает: наблюдается, попадает ли пища или жидкость в нос, или опускается ли небо, или происходят ли какие-либо другие изменения при произнесении звука «А» пять раз. 6. Гортань. Включает: время произнесения звука, высоту звука, громкость, а также изменения гортани во время речи. 7. Язык. Включает: в состоянии покоя, при высовывании языка, при движении вверх и вниз, при движении в стороны, с попеременным произнесением звука и язык во время речи.