Как вовремя распознать трудности в обучении у ребенка: признаки в разном возрасте
С началом учебного года многие родители сталкиваются с тревожными сигналами: учителя жалуются, что ребенок не может усидеть на месте, отвлекается. Дома вы замечаете, что он невнимателен при выполнении домашних заданий, делает лишние движения, испытывает трудности с письмом, пропускает или путает буквы при чтении.
Учителя недовольны, ребенок расстроен, родители в тревоге — а успеваемость не улучшается. Если в этой ситуации вы узнали своего ребенка, не спешите его ругать. Сначала важно разобраться в причинах: это нежелание учиться или, возможно, трудности в обучении (learning disabilities), которые ограничивают его возможности.
Что такое трудности в обучении?
Дети с трудностями в обучении часто:
Путают право и лево
Переворачивают буквы, слова или цифры
Не могут распознать узоры или сортировать предметы по размеру и форме
Плохо понимают инструкции и не могут организовать себя
Забывают только что услышанное или прочитанное
Неловко двигаются (проблемы с координацией)
Испытывают трудности с мелкой моторикой (письмо, вырезание, рисование)
Не понимают концепцию времени
Согласно диагностическому руководству DSM-5, специфические трудности в обучении включают:
Дислексия (нарушение чтения) — проблемы с точностью, скоростью и пониманием текста.
Дисграфия (нарушение письма) — ошибки в орфографии, грамматике, логике изложения.
Дискалькулия (нарушение счета) — трудности с чувством числа, запоминанием арифметических действий, решением задач.
Также выделяют следующие виды трудностей:
Нарушение слуховой обработки — проблемы с пониманием звуков, фильтрацией фонового шума, определением источника звука
Языковое расстройство — трудности с пониманием устной речи, слабое понимание прочитанного, проблемы с выражением мыслей
Невербальные трудности — сложности с интерпретацией жестов или мимики, плохая координация движений, трудности с выполнением многошаговых инструкций
Зрительно-перцептивные нарушения — ошибки при письме (например, зеркальное написание), слишком сильное сжатие карандаша, плохая зрительно-моторная координация
По степени тяжести трудности в обучении могут быть:
Легкими: незначительные трудности в 1–2 областях
Средними: серьезные проблемы, требующие дополнительной помощи в школе
Тяжелыми: множественные нарушения, без индивидуального обучения навыки не усваиваются
Как распознать трудности в обучении в разном возрасте
Важно понимать, что не все дети, которым трудно читать или писать, имеют нарушения. Но если симптомы постоянны, это повод вовремя обратиться к специалисту.
3–4 года (дошкольники)
Проблемы с произношением
Трудно подбирать слова
Не чувствует рифму
Не запоминает цифры, буквы, дни недели, цвета, формы
Не может сосредоточиться
Избегает сверстников
Не понимает инструкции
Плохо держит карандаш, ножницы
Не умеет застегивать пуговицы, молнию, завязывать шнурки
5–9 лет
Путает звуки и буквы
Заменяет простые слова ("бежать"/"идти")
Переворачивает буквы (b/d, м/ш) и слова ("дом"/"мод")
Не понимает базовые математические понятия
Не ориентируется во времени
Медленно осваивает новое
Плохая память
10–13 лет
Трудности с чтением и математикой
Путает порядок букв
Неорганизован (беспорядок в комнате, тетрадях)
Теряет домашние задания
Неразборчивый почерк
Не умеет планировать время
Не может выразить мысли вслух
14+ лет
Пишет одно слово по-разному в одном тексте
Избегает чтения и письма
Не может ответить на открытые вопросы
Плохая память
Медленно адаптируется
Работает в низком темпе
Не понимает абстрактные идеи
"Зацикливается" на деталях
Неверно интерпретирует информацию
Как помочь ребенку с трудностями в обучении?
Дети с трудностями в обучении часто чувствуют разочарование, даже если очень стараются. Они могут отказываться от занятий или вести себя беспомощно. Иногда проблемы сочетаются с эмоциональными расстройствами (тревожность, депрессия, СДВГ), что усложняет диагностику.
Что можно сделать:
1. Обратитесь к специалистам:
Проверьте зрение, слух и общее здоровье ребенка
Пройдите комплексное обследование у психолога, логопеда, невролога
2. Не откладывайте помощь — ранняя диагностика и коррекция очень важны, ведь с возрастом проблемы могут усугубляться 3. Поддержите ребенка:
Дайте ему возможность проявить себя в том, что у него хорошо получается
При необходимости помогите с социализацией (иногда может потребоваться помощь психолога)
4. Сотрудничайте со школой — возможно, потребуется разработка индивидуального учебного плана
Заключение
Главное, что нужно помнить родителям: не стоит винить ребенка за трудности в обучении. Это не проявление лени или нежелания учиться — это особенности работы его мозга, которые требуют специального подхода.
Если вы заметили описанные признаки у своего ребенка, не откладывайте визит к специалистам. Своевременная диагностика и грамотная коррекция помогут преодолеть трудности и дать вашему ребенку возможность раскрыть свой потенциал.