
Двигательные дисфункции, такие как задержка моторного развития и детский церебральный паралич (ДЦП), требуют комплексного подхода к реабилитации. В данной статье рассмотрим специальные методы тренировки, которые помогают детям с подобными нарушениями развивать двигательные навыки и улучшать качество жизни.
Тренировка головы и шеи
Правильное положение головы и шеи — основа для дальнейшего моторного развития. В зависимости от типа нарушения, применяются различные техники:

- При запрокидывании головы назад: поддерживайте голову ребенка с обеих сторон и мягко поднимайте шею вверх, одновременно надавливая на плечи, чтобы скорректировать положение.
- При спастическом церебральном параличе с преобладанием сгибания: возьмите ребенка за локти и поднимите руки вверх с наружной ротацией (разворотом), затем потяните вперед. Это помогает уменьшить сгибание головы, внутреннюю ротацию плеч, сгибание локтевых и лучезапястных суставов, а также улучшить разгибание тазобедренных суставов.
- При сниженном мышечном тонусе: если ребенок не может удерживать голову по центру, возьмите его за плечи, надавите большими пальцами на грудь и слегка потяните плечи вперед. Это поможет поднять голову и удерживать ее в среднем положении.
Тренировка конечностей
Верхние конечности
У детей с церебральным параличом часто наблюдаются характерные нарушения положения рук:
- Если голова наклонена в одну сторону, плечи повернуты внутрь, локти и запястья согнуты, а большой палец спрятан в кулаке: одной рукой возьмите ребенка за локоть с внешней стороны, поднимите и разверните руку наружу, а другой рукой выпрямите запястье и раскройте кулак.
- При согнутом запястье и сжатом кулаке не применяйте силу. Вместо этого возьмите ребенка за локоть, выпрямите и разверните руку наружу, одновременно оттягивая пальцы в сторону, противоположную большому пальцу, чтобы выпрямить запястье и пальцы.

Нижние конечности
- При внутренней ротации и приведении бедер, разгибании коленей и подошвенном сгибании голеностопных суставов: возьмите ребенка за область выше колен и разверните бедра наружу, чтобы развести ноги.
- Если ноги сведены или перекрещены, что затрудняет надевание обуви: согните тазобедренные суставы и разведите ноги, чтобы стопы согнулись.
Тренировка в положении лежа и коррекция положения туловища
- Если ребенок с церебральным параличом долго лежит на спине, разгибательные мышцы могут стать гипертрофированными. В этом случае днем можно использовать гамак, а ночью — матрас с песочными мешками, имитирующий гамак.
- У детей с крайне низким тонусом в положении лежа на спине может наблюдаться «поза лягушки». Используйте пеленку или шарф, чтобы слегка подтянуть плечи вперед и зафиксировать их на груди, оставляя локти свободными, а ноги сведенными для облегчения движений.

Хорошая ротация туловища проявляется у детей с разными формами церебрального паралича в способности правильно переворачиваться. Для тренировки этого навыка используйте следующие методы:
- Возьмите ребенка за лодыжки и выполняйте перекрестные движения ногами, чтобы бедра и таз вовлекались в движение вместе с туловищем.
- Поднимите руки ребенка над головой, возьмите его за локти или одно плечо и выполняйте вращательные движения туловищем.
Тренировка в положении сидя
В зависимости от типа двигательной дисфункции применяются различные методы:

- Для детей со спастическим церебральным параличом: чтобы посадить ребенка, необходимо согнуть тазобедренные суставы. Проведите руки подмышками, зафиксируйте плечи, затем разверните бедра наружу, разведите ноги и слегка надавите вниз, чтобы ребенок смог наклониться вперед и сесть самостоятельно.
- Для детей с гиперкинетической формой церебрального паралича: приведите руки во внутреннюю ротацию, вытяните их вперед или дайте ребенку держать палку, сведите ноги вместе, согнув тазобедренные суставы, чтобы добиться баланса в сидячем положении.
- Для детей с низким мышечным тонусом: посадите ребенка на стул или на колени матери, положите руки на поясницу, большими пальцами зафиксируйте позвоночник по бокам и слегка надавите вниз, чтобы помочь выпрямить голову и спину.
Тренировка навыков стояния и ходьбы
Для развития навыков стояния и ходьбы применяются следующие методы:

- При ригидных и приведенных ногах, помимо регулярного растягивания спастичных мышц, можно применять физиотерапию.
- При спастическом сгибании коленей, кроме растяжки мышц задней поверхности бедра, используйте вертикализатор или ортопедические шины.
- При косолапости и опущении стопы, помимо мануального растяжения, можно использовать клиновидную подставку или ортопедическую обувь.
- У детей со спастическим церебральным параличом вес при стоянии переносится на пальцы и внутреннюю часть стопы, что мешает шагу. Если зафиксировать локти, выпрямить и развернуть руки наружу, а затем слегка подтолкнуть плечи вперед и вверх, это поможет развести и выпрямить ноги, а также выпрямить голову и корпус для облегчения ходьбы.
- Во время тренировки ходьбы важно постоянно корректировать аномальную походку и мышечный дисбаланс. Начинайте с использования опоры (край кровати, перила, ходунки, коляска), а в дальнейшем переходите к костылям.
Заключение
Реабилитация детей с двигательными дисфункциями — это комплексный и длительный процесс, требующий индивидуального подхода и профессиональных знаний. Представленные методы тренировки являются частью общей стратегии лечения и должны применяться под наблюдением специалистов.
Если у вашего ребенка диагностирована задержка моторного развития или детский церебральный паралич, не откладывайте визит к специалисту. Раннее начало реабилитационных мероприятий значительно повышает их эффективность и способствует лучшему развитию двигательных навыков.