
Трудности общения: вопросы, волнующие родителей
"Мой ребенок постоянно повторяет слова, но другие дети его не понимают и не хотят играть с ним"
"Когда ребенку что-то нужно, он никогда не просит словами, а просто тянет меня за руку"
"Почему ребенок умеет говорить, но не может нормально выражать свои мысли при общении?"
Это типичные вопросы, которые задают родители детей с аутизмом. Большинство таких детей действительно испытывают трудности с речью и коммуникацией, нередко погружаясь в собственный мир.
Хотя иногда может казаться, что дети с аутизмом владеют навыками общения, важно понимать: этим навыкам необходимо целенаправленно обучать и регулярно практиковать их.
Особенности коммуникации у детей с аутизмом
Коммуникация — процесс обмена информацией между людьми. Она может быть вербальной (речь) или невербальной (жесты, мимика). Полноценное общение возникает, когда два человека реагируют друг на друга.
Однако большинству людей с аутизмом сложно взаимодействовать с окружающими. Им может быть трудно:
- Инициировать общение
- Отвечать другим
- Показывать что-то в процессе взаимодействия
- Демонстрировать дружелюбие
Из-за этих особенностей понимание окружающих и участие в повседневной жизни (дома, в школе, на работе) может даваться им значительно сложнее.

Невербальная коммуникация
Некоторые дети с аутизмом имеют задержку речевого развития, а некоторые взрослые так и не начинают говорить. В таких случаях критически важно найти альтернативные способы общения.
Ребенок с аутизмом может:
- Не реагировать на обращенную речь
- Казаться безразличным
- Использовать жесты, плач, вести взрослого за руку
- Смотреть на нужный предмет или тянуться к нему
- Применять карточки PECS
- Демонстрировать проблемное поведение
- Повторять чужие слова (эхолалия)

Эхолалия (повторение речи)
Некоторые дети повторяют слова, не понимая их смысла. Но эхолалия может быть и осмысленной!
Например:
- Если ребенок повторяет вопрос, возможно, он просто не знает ответа → Используйте визуальную поддержку (картинки, выбор вариантов)
- Если он запоминает фразы из мультфильмов → Постарайтесь понять, что он хочет выразить с их помощью

4 этапа коммуникации у детей с аутизмом
Уровень коммуникации зависит от:
- Способности взаимодействовать с другими
- Способов и целей общения
- Уровня понимания
Преднамеренная коммуникация
Ребенок не осознает, что его действия влияют на других. Это может быть самоуспокоение или реакция на внешние раздражители.
Намеренная коммуникация
Ребенок осознанно передает сообщение (например, выражает протест или просьбу).
4 стадии по программе Hanen:
- "Своя игра" – ребенок играет один, общение прединтенциональное.
- "Стадия требований" – начинает понимать свое влияние на других (тянет за руку, показывает на предметы).
- "Ранняя коммуникация" – более осознанное взаимодействие, появляется зрительный контакт.
- "Партнер по общению" – использует речь, но может теряться в незнакомой обстановке.

8 техник для улучшения коммуникации
1. Следуйте за ребенком
Не навязывайте свои правила. Если он только начал говорить, используйте простые слова и постепенно расширяйте фразы (например, от "машина" к "синяя машина").
2. Не спешите помогать
Дайте время на самостоятельные попытки. Спросите: "Тебе помочь?", подождите, при необходимости повторите вопрос.
3. Общайтесь "глаза в глаза"
Садитесь на уровень ребенка, чтобы он видел вашу мимику и жесты.
4. Подражайте его действиям
Стучите ложкой, хлопайте в ладоши – так вы привлечете внимание и создадите основу для диалога.
5. Используйте визуальную поддержку
Применяйте жесты ("да/нет"), фотографии близких, расписания в картинках.
6. Пойте и играйте роли
Пойте вместе, устраивайте сценки ("как поздороваться?", "что сказать, если обиделся?").
7. Хвалите за попытки
"Молодец, что показал пальчиком!" – так ребенок свяжет коммуникативное действие с положительной реакцией.
8. Создавайте поводы для общения
- Кладите любимую игрушку на высокую полку → стимулируйте просьбу о помощи
- Давайте сложные игрушки → поощряйте совместную игру
- Используйте мыльные пузыри или воздушные шары → превратите в диалог
Альтернативная коммуникация (AAC)
Если ребенок не говорит, альтернативная коммуникация дает ему "голос". Без возможности выразить себя он может испытывать сильный стресс.
Виды AAC:
- PECS (система обмена карточками)
- Жестовые языки (Makaton, BSL)
- Коммуникативные доски и книги
- Устройства с голосовым выводом
Важно: выбор метода должен проводиться совместно со специалистами с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Сделайте первый шаг к пониманию
Коммуникация возможна на любом уровне – главное найти подходящий метод и создать среду, где ребенок будет чувствовать себя понятым. Каждый маленький шаг в развитии общения – это победа, которая открывает новые возможности для взаимодействия с миром.
Если вы видите трудности в коммуникации у вашего ребенка, не откладывайте обращение к специалистам. Раннее начало работы с логопедом, психологом и другими профессионалами, специализирующимися на аутизме, значительно повышает шансы на развитие эффективного общения.
Запишитесь на консультацию уже сегодня и сделайте первый шаг к тому, чтобы помочь вашему ребенку найти свой голос и быть услышанным.