Научные основы психомоторной реабилитации
Психомоторная реабилитация представляет собой одно из наиболее эффективных практических решений в рамках теории Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ).
Данный метод:
- Учитывает индивидуальные физические и экологические факторы
- Проводит систематическую оценку на уровне функций и структуры
- Контролирует активность и участие пациента в процессе реабилитации
Теоретический фундамент метода

Психомоторная реабилитация объединяет научные основы:
- Психологии
- Реабилитационной медицины
- Педагогики
- Социологии
- Науки о развитии человека
В качестве терапевтических инструментов используются:
- Арт-терапия
- Игровая терапия
- Спортивные мероприятия
Ключевые направления психомоторной реабилитации
1. Развитие двигательных функций

- Тренировка общей моторики
- Развитие мелкой моторики
- Улучшение координационных способностей
2. Коммуникативные навыки

- Развитие невербальной коммуникации
- Улучшение эмоционального мышечного тонуса
- Формирование социальных навыков
3. Исполнительные функции

- Тренировка способности к торможению
- Развитие рабочей памяти
- Улучшение когнитивной гибкости
- Повышение концентрации внимания
4. Сенсорная интеграция

Комплексная тренировка восприятия:
- Зрительного
- Слухового
- Тактильного
- Проприоцептивного
- Интероцептивного
5. Телесное восприятие

- Совершенствование схемы тела
- Развитие телесного восприятия
- Формирование целостного образа тела
6. Академические навыки

Тренировка базовых учебных способностей:
- Письмо
- Чтение
- Счет
7. Временная организация

- Планирование времени
- Развитие чувства ритма
- Понимание цикличности
8. Пространственное мышление

- Улучшение пространственного восприятия
- Развитие навыков организации
- Совершенствование планирования
Функциональные возможности психомоторной реабилитации

Комплексное воздействие на организм
- Совершенствование моторных навыков:
- Улучшение общей и мелкой моторики
- Развитие координации
- Тренировка равновесия
- Развитие когнитивной сферы:
- Усиление концентрации внимания
- Улучшение памяти
- Развитие исполнительных функций
- Эмоционально-поведенческая коррекция:
- Управление эмоциями
- Коррекция поведения
- Развитие невербальной коммуникации
Целевые группы психомоторной реабилитации

Дети и подростки с нарушениями:
- Трудности в обучении
- Нарушения развития координации
- Высокофункциональный аутизм
- СДВГ
- Социальные нарушения
- Эмоциональные расстройства
- Оппозиционно-вызывающее расстройство
- Расстройства поведения
- Церебральный паралич
- Детская депрессия
- Нарушения сна
Взрослые пациенты:

- После инсульта
- С тревожными расстройствами
- С депрессивными состояниями
Пожилые люди:

- С болезнью Альцгеймера
- Со старческой деменцией
- С возрастной немощностью
Научная эффективность метода
Многочисленные исследования подтверждают результативность психомоторной реабилитации:
- У пациентов после инсульта значительно улучшаются двигательные функции и навыки самообслуживания
- Дети с аутизмом демонстрируют улучшение социального взаимодействия и коммуникативных способностей
- У пациентов с деменцией замедляется когнитивное ухудшение и повышается качество жизни
Особенности методики
Психомоторная реабилитация, разработанная во Франции, эффективно решает следующие проблемы:
- Нарушения эмоционального мышечного тонуса
- Страх падения
- Социальная замкнутость
- Неуверенность в себе
- Повышенная эмоциональность
- Гиперактивность
- Нарушения концентрации внимания
- Слабая когнитивная гибкость
Приглашаем специалистов по психомоторной реабилитации и родителей к обмену опытом и обсуждению результатов применения методики.